Другие публикации этого автора на сайте: Гумерова Р.В.

КОММУНИКАТИВНЫЙ МИР ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: Проведено биографическое исследование творческих личностей. Творческой мы называем такую личность, которая открывает новое, неизведанное, неизвестное, находит своё предназначение и призвание, берет полную ответственность за свою судьбу, последствия своих деяний и оказывает влияние на широкий социокультурный контекст. В результате исследования было обнаружено, что творческую личность характеризует позитивный опыт детства, богатый опыт впечатлений; транскоммуникативное отношение с миром: самодовлеющее стремление, стремление к чему-то самоценному; способность к пиковым переживаниям, сверхчувственное восприятие; их мир наполнен ценностными переживаниями, размышлениями о целях и смысле жизни. Им нередко приходится преодолевать сопротивление мира людей, при этом у каждой творческой личности есть свой способ преодоления трудностей, сопротивления мира. Творческая личность становится источником мудрости и вдохновения для многих.

Ключевые слова: коммуникативный мир, транскоммуникация, творческая личность, Новаторство, самодовлеющее стремление, пиковое переживание, мировоззренческая ориентация, биографический метод.


Множество школ исследовало творческую личность. Динамика исследований человека и творчества развивается от мелких, дробных характеристик мышления, к более полному анализу сознания и бессознательного, далее к изучению целостного бытия человека, затем к пониманию творческой личности как трансцендентной, способной к выходу за пределы норм, требования ситуации [1]. Трансперсональная психология идет дальше и переходит к представлениям о человеке как расширяющейся вселенной, где творчество – это суть человеческой природы.

Вместе с тем, человек – это не одинокое существо и понять человека в отрыве от мира людей, природы и самого себя невозможно. Об этом пишут современные теоретики постнеклассической психологии, которые выступают за коммуникативную методологию в психологии. Постнеклассическая психология строит свои концепции на предположении, что субъект раскрывается либо в социокультурном контексте, либо в пространстве коммуникации. В.С. Степин [2] замечает, что человека и его мир мы можем понимать лишь как «сеть взаимоотношений».

Рассмотрев различные коммуникативные теории, мы выбрали в качестве инструмента исследования коммуникативную теорию В.И. Кабрина [3]. Коммуникативная теория Кабрина рассматривает мир человека как в его пространственных координатах (коммуникация с собой, людьми, миром природы и божественных сущностей), так и во временных характеристиках (коммуникация человека со своим прошлым, настоящим и будущим). Кроме того, важная часть теории – это описание интенсивности коммуникации человека с миром: коммуникация как контакт, беседа, дискуссия и транскоммуникация (что созвучно коммуникации Я-Оно и Я-Ты в теории М. Бубера, 7 уровням общения Дж. Бюджентала).

Транскоммуникация, по Кабрину, – это основной путь развития личности. Транскоммуникативное состояние – это выход в неизведанное. Вместе с тем, транскоммуникативные моменты часто вызывают беспокойство, страх и последующее избегание, т.е. могут порождать тенденцию, обратную развитию. Метакоммуникативный план развития личности – это стремление человека взять полную ответственность за свою судьбу, последствия своих деяний и влияний в очень широком социокультурном контексте. В случаях высокой личностной зрелости, т.е. развитой транскоммуникабельности, метакоммуникация самой личности может улучшить межуровневую гармонию, усиливая транскоммуникативные процессы, ведущие к пиковым состояниям вдохновения, счастья, творчества [3, 4].

Исходным постулатом коммуникативного подхода может быть понимание первичности коммуникативного процесса, в который погружен человек относительно всех остальных форм его активности, включая поведение и деятельность. «В этом контексте исследование – это не познание субъектом объекта в традиционном смысле, а внутренняя, точнее, интра-, транс- или метакоммуникативная переориентация исследователя в коммуникативном поле, когда трансформация его коммуникабельности меняет и структуру «переоткрывающегося» смыслового пространства реальности» [4. C.83]. То есть именно человеческое общение – это универсальный метод исследования. Со времен Сократа диалог является первичным инструментом философского анализа. «Изначальная включенность исследователя в коммуникативное поле реальности задает и специфику самой исследовательской ситуации. Между тем, масштаб и дифференциальный порог личной коммуникабельности исследователя провоцируют (чаще всего неосознанно) характер отклика или ответного проявления исследуемого… Поэтому тип и вид, форма, стиль, уровень и в целом культура коммуникации исследователя и «испытуемого», по сути, и определяют качество результатов исследования» [4. C.84].

Наш выбор остановился на качественном исследовании личности при помощи полуструктурированного интервью и интерпретации интервью методом продуцирования смысла посредством ситуативных приемов [5].

Вместе с тем, приступая к исследованиям (любыми методами) в области психологии мы всегда должны помнить, что личность «совершенно невозможно растворить в психологических понятиях… Мы вынуждены удовлетворяться лишь частичным знанием бесконечности, исчерпать которую не в нашей власти» [6. C.25]. К. Ясперс называет психологическим и интеллектуальным предрассудком «желание все понять», что оно «порождает утрату критического осознания тех пределов, в которых вообще возможно психологическое понимание» [там же].

Для исследования мы выбрали людей художественных профессий (художников, скульпторов, музыкантов), имеющих разные (от высоких до не очень) успехи в своей области деятельности – лауреаты конкурсов, композиторы, авторы книг, художники, ведущие активную выставочную деятельность; создающие свои оригинальные произведения и просто хорошие исполнители. Своим выбором мы не утверждаем, что именно работники художественных профессий являются творческими личностями. Любое дело можно делать рутинно, механически, репродуктивно или же напротив, изобретая свои способы и методы, действуя продуктивно, создавая оригинальные продукты материальной и духовной культуры.

Мы ограничили свой выбор художниками и музыкантами по той причине, что мы можем более или менее четко описать критерии оценки плодов их творчества. Мы полагаем, что обнаруженные нами закономерности, можно с уверенностью распространить на представителей других профессий, как то: ученые, учителя, психологи и т.д.

Нашу выборку составили 13 художников, музыкантов и скульпторов разного уровня. Наших исследуемых мы распределили на 3 группы: Новаторы (6 человек), Сочинители (5 человек), Исполнители (2 человека).

Новаторами мы назвали тех, кто изобретает новые формы в своей области деятельности. Х. Ортега-и-Гассет делит художников на две группы: «тех, кто изображает вещный мир, и тех, кто, отталкиваясь от вещности, творит картины» [7. C.61]. «Творение» картины, скульптуры, музыки – это создание некоторого неразложимого и ирреального смыслового целого, которому нет прямых соответствий в природе. Тех, кто «творит» такие произведения, мы назвали Новаторами.

Творчество Новаторов нравится не всем, но никто не скажет, что это банально, похоже на чьи-то работы. Следующая характеристика их творчества – это большая плодовитость: количество их работ исчисляется сотнями, они участники десятков выставок, фестивалей, концертов, конкурсов.

Именно Новаторы, по нашему определению, являются творческими личностями, т.е. личностями, порождающими новые продукты материальной и духовной культуры.

Сочинителями мы назвали таких художников и музыкантов, которые рисуют картины (не срисовывают действительность, а придумывают свои сюжеты, образы, темы, формы), пишут музыку, но все равно остаются в рамках определенного жанра. Следующая характеристика их творчества: не столь высокая плодовитость как в первой группе и не столь большое воздействие на аудиторию – их знают значительно меньший круг зрителей и слушателей, их творчество не вызывает больших споров.

К Исполнителям мы отнесли тех музыкантов и художников, которые хорошо, с любовью делают свое дело: играют на инструменте, рисуют хорошие картины (как фотографии), но не осмеливаются привнести в творчество свое слово, не похожее на других. Потому их творчество кому-то нравится, а кого-то оставляет равнодушным.

Распределить наших соисследователей (именно так мы предлагаем называть тех, кто позволяет себя исследовать, становясь таким образом соисследователем, коллегой) на группы помогли «компетентные судьи» – ими стали различные представители культурной интеллигенции Томска.

Проникая в смысл текстов интервью наших исследуемых, мы рассматривали разные слои, уровни сообщения: содержательный (феноменологический анализ) и формальный (нарративный), и пришли к таким результатам.

Анализ текстов интервью новаторов показал такие результаты:

Во-первых, в текстах интервью Новаторов мы четко прослеживаем позитивный опыт детства, о чем мы судим по таким цитатам.

Володя – создатель новой театральной куклы: «В школе было достаточно много таких светлых людей. Учитель географии Олег Филиппович – это человек, который делал из нас мужчин. Он и зарницы организовывал, и туристический лагерь организовывал…». «Прошло безумное количество лет, а я все это знаю, благодаря этому человеку, который говорил: «нефиг держаться за мамкину юбку…»». «Мама – великий книгочей, дома огромное количество книг было. Она – большой мастер рассказывать анекдоты, рассказывать доверяли только ей, потому что никто не мог рассказать так смешно как она». «Мать поощряла все, давала нам полную свободу». «Семья наша очень веселая была, задиристая, За обедами всегда весело было: рассказывали анекдоты, подтрунивали друг над другом, посмеивались».

Петр – живописец, метафизический реалист: «…от первого сельского учителя в пригороде Красноярска, самоучки – художника. На наше счастье очень душевный, на наше счастье бездетный и нам уделял много внимания. Сколотил группу вокруг себя, пацаны все разбежались, а мы с братом только и остались, учились художеству два года перед училищем художественным. Обучал как мог, как умел. Замечательный, очень хороший был старикан».

Валентин – график: «…у деда была библиотека, старопечатная, рукописная, это общинная библиотека у него хранилась, он старообрядец. И я их… читал, он меня чему-то учил, старославянскому языку, каллиграфии, дело даже не в каллиграфии… вот от куда частично это идет – я человек книжный, в общем… еще иллюстрации, я их копировал, а потом стал собственные, имитировать…».

Во-вторых, на протяжении всей жизни прослеживается у Новаторов самодовлеющее стремление, стремление к чему-то самоценному.

Леша – музыкант, композитор, импровизатор: «Наиболее яркие впечатления – то, что опять таки с гитарой связано… то есть это когда мне начал потихонечку приоткрываться мир музыки…». «Просто интерес был жуткий. Просто мне показалось таким везением, таким счастьем, что внезапно зашел человек, учитель будущий, в школу на уроке…мол так и так, объявляется набор… и я думаю: «вот это да, просто так на гитару заходят, зовут… нужно быстрее бежать, а то мест не будет»».

Леонтий – скульптор, создатель нового языка в скульптуре: «я как родился, всю жизнь хотел заниматься чем-то таким…», «хотелось обязательно что-то такое – для чего-то же человек родился», «всю жизнь хотел заниматься искусством, неосознанно…».

Володя: «я в школе много чему научился, но научился по собственной инициативе, потому что охота было что-то делать, строгал что-то, паял, физику изучал с опережением…», «радиолюбительством интересовался…», «я занимался не только ориентированием, я бродил по лесам, изучал это все, резал из дерева… я перепробовал все материалы, какие там были…».

Валентин: «трудовая деятельность моя вот за этим столом. Без этого я жить не могу. Получилось так, что я не могу жить». «Вечером мне хочется быстрее лечь спать, чтобы утром побыстрее проснуться и начать работать и делать то, что я делаю».

В-третьих, неотъемлемая черта Новаторов – это способность к трансцендентным переживаниям, сверхчувственное восприятие.

Валя: «чертил… просто каким-то там крестиками, черточками, чертил, чертил и оказался в каком-то другом мире».

Леонтий: «искусство – это трудно передаваемое словом состояние», «волнуют какие-то неясные чувства, предчувствия, и я их отражаю», «какие-то ощущения, какая-то муза, которую я не могу описать, вот это толкает меня».

Петр так описывает свои трансцендентные переживания: «вдруг я себе отчетливо представил, что я умру, а меня как будто и не было, время то пойдет и пойдет и пойдет, а меня нет и как будто бы и не было вообще. И все, я всю ночь не спал, всю ночь ревел, меня успокаивают, никто ничего понять не может, а что им расскажешь, а как им объяснишь вот этот страх такой?», «я пил сок березовый в рощице и такое безоблачное небо, сияющий, такой звонкий сияющий день, голубое небо испещрено березовыми стволами и ветками и небо и звенящее такое состояние и этот вкусный березовый сок, прохладный, и эта юность и это вот ощущение… сейчас это можно сформулировать: тогда я почувствовал, что Бог есть. Вот это вот состояние вспоминается – легкость, счастье…», «ощущение счастья приходит, когда нет богооставленности, когда ты чувствуешь, что ты не один, что все в порядке, что о тебе там хлопочут – вот ощущение счастья».

В-четвертых, ведущая роль в жизни Новаторов принадлежит ценностям жизни, мировоззренческим ориентациям.

Петр: «наверное все дело в том, что у праведно живущего есть возможность очень глубоко сосредоточиться, глубоко погрузиться в саму сущность, в саму идею творчества, искусства…», «Рублев сам постился и весь монастырь постился перед тем, как начать работать на доске. И вот это погружение… по крайней мере, пять минут объективно смотришь на мир, совершенно чистыми, ясными, все понимающими глазами. Тебя уже ни на что не купишь – ни на вещи, ни на тщеславие, хотя бы на несколько минут ты святой», «а если с утра до вечера в себе эту баню, этот огонь поддерживать чистоты, естественно, шансов больше продвинуться глубже в проблему и потом легко и просто и чистенько выразить свои размышления… к этому стремиться надо…».

Леонтий: «детство… это же в каких-то туманных мечтаниях, да, для чего же родился!», «надо что-то открыть такое, потому что ты зачем-то родился…».

К тому же некоторым Новаторам приходилось преодолевать сопротивление мира людей, вследствие непонятности их творчества, вследствие того, что у них собственное представление о том, как надо делать скульптуры, кукол, спектакли, картины.

Володя: «в «Скоморохе», начались взаимоотношения какие-то не очень понятные и уже не делали шедевры, к которым я привык», «я тогда понял, что мне с этим театром не по дороге. И я стал искать свои возможности, тем более, что эта кукла моя на запястье не нашла отклика у Виндермана (режиссера театра), и начались какие-то конфликты».

Леонтий: «Проработал два года и понял, что искусства в театре нет. Все есть кроме искусства… Это совершенно не то, о чем я думал». «Меня вообще не признавали… если скажем даже уже… когда был признан в Кембриджском Биографическом Центре: 2000 художников, дизайнеров ХХ века… Меня тут, в Союзе художников прокатывают».

Петр: «КГБшники интересовались, хотя никогда никаких специально диссидентских картинок не рисовал, и вообще политикой не интересовался и сейчас не интересуюсь, всегда был в стороне, а им надо было чтобы все, особенно, чтобы художники были… правильные…». «В Союз я попал самым несчастным образом по сравнению с другими томскими художниками. В том смысле, что я попал только в 40 лет, с четвертой попытки. И все потому, что идеологически я был неугоден… Хотя формально у меня весь набор выставок был и даже более того, даже персональных выставок было уже три, в то время как мои однолетки, даже моложе, вступали даже просто с областными выставками».

И при этом у каждого Новатора есть своя формула достижения успеха и преодоления препятствий.

Так, при столкновении с трудностями Леонтий сохраняет терпение и веру в себя: «Я тут думаю, еще один фактор есть – терпение. Меня сколько не били по башке, а я радовался как блаженный идиот и дальше шел». «А как же? Я же знаю, что я лучше всех. Внутреннее ощущение есть. У меня собственный отсчет времени!».

Леша всегда и в любых обстоятельствах ищет возможность заниматься музыкой: «я сам занимался, параллельно изучал каким-то таким своим, другим способом теорию», «я тогда давай искать, куда там еще можно поступить, на другой инструмент», «я даже с теоретиками ходил на некоторые меня интересующие предметы…».

Володя во всех ситуациях искал Свое дело: «много чему научился, но научился по собственной инициативе, потому что охота было что-то делать», «… доставал своих учителей, потому что мне нужно было знать», «я во всем научился разбираться сам и нашел ту область, где кроме меня никто не понимает».

Валентин совершенно самодостаточный человек, в любых обстоятельствах он сохраняет верность себе, своему миру: «если это начинает мешать, я ухожу…», «а мне ничего не нужно. То есть, я самодостаточный человек», «я могу спокойно уйти и в любом месте этот мир создать, я его уже создавал, в материальном объеме раз уже пять».

Петр всю жизнь ищет ответы на основные вопросы бытия и веры: «Отец же как сказал – по своему образу и подобию создал человека, да… А в чем наше подобие? Только в возможности творить», «достижение свободы – цель-то одна – достижение свободы полной! Внутренней свободы, тогда и картинка начнет получаться, тогда и жизнь в радость, жизнь превосходна тогда», «Но как стать монахом просветленным? Вот вопрос».

Еще одна важная черта Новаторов - они становятся источником мудрости и вдохновения для многих:

О Леонтии окружающие говорят следующее: «замечательный совершенно, глыба, талант…», «он человек искусства, он открыт, подвижен, мне с ним уютно очень, интересно…», «это единственный контакт, отдушина, которая позволяет держаться сегодня среди этой суеты непременной, бытовой, карьерной…».

Отзывы с выставок скульптур Леонтия.

В Русском культурном центре в Париже: «…Особенно радует, Леонтий – наш, сибирский. Честное слово – это настоящая радость смотреть на скульптуры, созданные Леонтием. Надеемся, что его выставки объедут весь мир, делая тех, кто смотрит его выставки, более счастливыми людьми!».

В Санкт-Петербурге: «Спасибо за выставку. Вызывает чувство гордости за русского человека!». «Шок. Восторг, очищение, полет. Живите и творите вечно!». «Я нигде не видел таких красивых и необычных скульптур... Мне открылся новый мир. Этот мир наполнен волшебством и фантазиями...».

О Леше близкие люди и коллеги говорят следующее: «Это суперинтеллигентный музыкант, суперинтеллигентный человек, по всем понятиям человечности!..». «Таких людей практически не бывает. Супер музыкант? Да! Таких здесь нету… это лучшее, что на Томской земле присутствует…» – такие отзывы о Леше я слышу часто от многих музыкантов, которым приходилось с ним работать, от томичей, от москвичей, и зарубежных исполнителей.

О Петре говорят так: «Петр – тоже яркая встреча с человеком и его творчеством. Довольно глубокое на меня впечатление произвело. Вообще радость от общения с человеком, который… живешь, живешь, а он бах!.. и такую штуку сделал! И вот удивляешься – от куда это взялось! Оно не исчезает это…».

Таким образом, Новаторов характеризует позитивный опыт детства, богатый опыт впечатлений; а так же транскоммуникативное отношение с миром: самодовлеющее стремление, стремление к чему-то самоценному; способность к трансцендентным переживаниям, сверхчувственное восприятие; их мир наполнен ценностными переживаниями, размышлениями о целях и смысле жизни. Некоторым Новаторам приходилось преодолевать сопротивление мира людей, вследствие непонятности их творчества, вследствие того, что у них собственное представление о том, как надо делать скульптуры, кукол, спектакли, картины. При этом у каждого Новатора есть свой секрет преодоления трудностей, сопротивления мира: у кого-то это самодостаточность, у кого-то непоколебимая вера в себя, у кого-то стремление найти свое направление, все сделать самому, у другого – вечный поиск ответа на вопрос о вере и Боге. Есть еще одна неотъемлемая черта Новаторов – они становятся источником мудрости и вдохновения для многих.

Анализируя тексты Сочинителей, я увидела такие закономерности.

Во-первых, детский опыт оценивается ими как не вполне удовлетворительный.

Саша, художник: «Отец с матерью никак не могли договориться, и отец нас жестоко терроризировал: он выключал свет, точил нож, и мы еле успевали выбежать из дома. Он – садист изощренный. Отсюда я приобрел свойство нервной системы – «быть на взводе», «человек без кожи»». «Детские страхи реализовались в блокнотиках, где я рисовал садистские рисунки».

Костя: «Мама, в связи со всякими бытовыми проблемами, с отцом рано расстались, она не могла меня к себе взять и держать там, то есть практически без материнской ласки вырос».

Сергей: «Когда мне было три года, отец мой заблядовал, история это долгая и грязная, в результате закончилось тем, что в четыре года я вернулся в Саратов». «Я не люблю себя ни отличником, я не люблю себя в школе». «Я в школьные годы… все это вызывает у меня несколько брезгливое отношение. Я не нравлюсь сам себе абсолютно». «Как отличника и идеального мальчика-попрыгайчика меня не очень любили».

Во-вторых, их характеризует неудовлетворенность собой.

Костя: «я хотел всем доказать, что я не дурак …», «я нисколько не хуже, чем современные популярные исполнители… ну кто они такие? Просто они популярны…», «ощущение собственной… не то что никчемности, ну посредственности, скажем», «а какие они творческие достижения? Где написанные книги, например, стопками, где премии с престижных конкурсов, фестивалей… ничего этого нет!».

Саша: «Такое отношение к жизни, когда все не понятно, когда всего боишься, боишься потерять способность рисовать и жалкие потуги держаться за жизнь», «но вот с идеями у меня всегда были проблемы…».

Сергей: «моя недосоциальность объясняется тем…», «ну что это отличник какой-то вонученький… и ведь это страшная проблема: ну чем я отличаюсь сегодня от тогдашнего себя? Ну чем я отличаюсь?»

Вместе с тем, им свойственны транскоммуникативные переживания.

Саша говорит об ощущении своего предназначения и пиковых переживаниях: «не могу ни есть, ни пить, когда не рисую, не пишу стихи», «я с детства знал, что буду рисовать, будто родился с этим», «почувствовал, как раздвигается пространство: душа расширилась и готов обнять весь мир».

Костя постоянно рассказывает о самодовлеющем стремление, стремлении к чему-то самоценному: «всю жизнь пытался быть импровизатором и вот постепенно научился», «очень рано захотелось придумать какую-то свою музыку».

В-четвертых, для них так же, как и Новаторов, внешний мир оказался сложным, но, в отличие от Новаторов, им не удается преодолеть сопротивление мира, они стремятся к нему приспособиться, не верят в себя.

Саша: «Я лукавлю, что я нахожу удовлетворение в том, что я даю людям. У меня отсутствует спонтанный поток сознания… хотя вру, эротические картинки у меня постоянно всплывают в голове… но социум их не приемлет…».

Костя сомневается, что кому-то нужны его труды, не верит в то, что может сделать нечто полезное людям: «книгу по джазовой импровизации, гитарный вариант… я хочу написать, а потом посмотрю другие школы и думаю, зачем мне писать учебник арифметики…», «но ничего серьезного мне не удалось сочинить, мелодии насочинял, а какие-нибудь композиции или симфонии… вероятно все таки уровень недостаточный для этого. А может мне это не надо, не знаю».

Большое место в их жизни занимают «другие» темы, не творческие.

Ренат: «Ну, во-первых, я рано выбился в начальники – в 30 лет…Я здесь сделал очень быстро карьеру профессиональную. С 80 по 90 год я прошел все ступеньки от мастера до начальника», «…короче, у меня бизнес попер… Попер бизнес, все классно, клево, интересно… через пять лет все рухнуло категорически, совершенно…».

Костя: «Деньги зарабатывать… так я их могу заработать, я и таксистом работал, по городу возил и наркоманов на яму возил… Я дипломы писал, сейчас занимаюсь тем, что учу, учу людей играть на гитаре, за деньги».

Саша: «Я считаю удачей, что попал в рекламную фирму, в которой проработал почти 8 лет. Был большой багаж общения с людьми… и вот теперь я с большой вероятностью могу утверждать что нравится большинству в любой аудитории».

Таким образом, Сочинителей характеризует не вполне удовлетворительный детский опыт, неудовлетворенность собой, опыт трансцендентных переживаний, хотя и значительно в меньшей степени, чем у Новаторов; внешний мир для них оказался сложным, но, в отличие от Новаторов, им не удается преодолеть сопротивление мира, у них не хватает веры в себя. Большое место в их жизни занимают «другие» темы, не творческие.

Анализ текстов Исполнителей показал такие результаты.

1) Большое место в их жизни занимают «другие» темы, не творческие.

Марат: «Много где был. Каждый год стараюсь ездить. В этом году и в прошлом был в Борзовке. Это лагерь такой не для всех. Там взрослые люди живут посменно как в пионерском лагере по 21 дню. Туда попасть трудно – по протекции попадают».

Кирилл: «Да, никакого творчества в моей жизни нет. Есть работа, работа, работа. Понимаешь, не нужна нашему городу культура… Так на что жить-то? Вот праздники, заработаем немного денег, а в остальное-то время как?».

2) Хорошие Исполнители успешно осваивают рациональные стратегии жизнедеятельности:

Кирилл: «А потом, я говорю, в связи с финансовыми сложностями, когда тебе 26 лет, а ты не имеешь ничего кроме гитары и знаний…», «вот и затеял я свой бизнес – так по 14 часов в сутки работаем…».

Марат: «Я изучаю язык, я практикую – у меня практика юридическая есть, она меня кормит».

Таким образом, хороших Исполнителей характеризует то, что в их жизни большое место занимают «другие» темы, не творческие; кроме того, исполнители успешно осваивают рациональные стратегии жизнедеятельности.

Нарративный анализ интервью и сопоставление их с творчеством наших соисследователей дал такие любопытные результаты: чем более нестандартна, незаурядна, поразительна жизнь (биография) человека, тем более необычные, удивительные, исключительные, редкостные, феноменальные продукты истории и культуры он способен порождать. И мы действительно прослеживаем корреляцию между оригинальностью биографики, изложения своей жизни ее создателем, и оригинальностью плодов рукотворных, предлагаемых творцом миру.

Например, из биографического повествования новатора Леонтия мы узнали, Леонтий из глухой деревни, у него 7 классов образования, но, несмотря на это он стал артистом высшей категории и скульптором той же высшей категории.

Оригинальные факты мы прослеживаем в автобиографическом рассказе новатора Володи: «на частых праздниках от меня были постоянные проблемы: то взрыв устрою, то пожар…», «мы всегда… дома что-то делали. Игрушки все самодельные были… отец выделял материал, позволил мне во дворе дом построить, настоящий, с чердаком…(в 14 лет)».

Показателен так же эпизод из интервью новатора Леши: «и я пошел в армию благополучно… Причем, оказывается в армию меня никто не собирался брать… Это было все так интересно… когда все уже диплом получил, я думал: ``А что мне повестка-то не идет из военкомата?`` Всех трясли уже полтора года на комиссии всякие. Ну, я радовался: ну ладно, всех зовут, а меня что-то не зовут, какая разница, ещё лучше. А тут-то раз, я все уже готов, уже созрел, а меня не зовут, не зовут. Я пошел в военкомат разбираться. Говорить: ``что такое, мне повестка никак не приходит в армию``. Они каталог прорыли весь: ``А вас нет, говорят, идите``. ``Как нет, – говорю, – записывайте``. Ну, там на меня так посмотрели… обычно наоборот же бывает. Меня записали, через неделю повестка, пожалуйста. Ну, вот здесь, я думаю, хорошо, что я так сделал. Я не то чтобы, прям, горел желанием пойти в армию, но надо же. И видимо то, что я не стал там что-то скрываться или еще что-то, мне это как-то аукнулось, то есть Бог помог мне…».

Таким образом, еще один вывод напрашивается после ознакомления с творчеством и текстами биографий наших испытуемых: чем более нестандартна, незаурядна, поразительна жизнь (биография) человека, тем более необычные, удивительные, исключительные, редкостные, феноменальные продукты истории и культуры он способен порождать. Здесь мы действительно прослеживаем корреляцию между оригинальностью биографики, изложения своей жизни ее создателем, и оригинальностью плодов рукотворных, предлагаемых творцом миру. Это свидетельство созвучности разнопорядковых миров жизни человека: индивидного, личностного (биография человека) и культурного, «эйдетического» (плоды его творчества) [3].

Таким образом, коммуникативный мир творческой личности – это транскоммуникативный мир. Транскоммуникативный мир личности отличается: самодовлеющим стремлением, стремлением к чему-то самоценному; способностью к трансцендентным переживаниям, сверхчувственным восприятием мира; мир трансцендера наполнен ценностными переживаниями, размышлениями о целях и смысле жизни. Творческой личности приходится преодолевать сопротивление мира людей, вследствие непонятности их творчества, вследствие того, что у них собственное представление о том, как надо делать скульптуры, кукол, спектакли, картины. При этом у каждого есть свой секрет преодоления трудностей, сопротивления мира: у кого-то это самодостаточность, у кого-то непоколебимая вера в себя, у кого-то стремление найти свое направление, все сделать самому, у другого – это вечный поиск ответа на вопрос о вере и Боге. Есть еще одна неотъемлемая черта творческой личности: она становятся источником мудрости и вдохновения для многих. Мы утверждаем, что только в процессе транскоммуникации человек открывает новое, неизведанное, неизвестное. В процессе транскоммуникации личность открывает своего предназначение и призвание, берет полную ответственность за свою судьбу, последствия своих деяний и оказывает влияние на широкий социокультурный контекст.

Из нашего исследования вытекает вполне простой и прагматический вывод: только отказ от эгоистических устремлений и выход в духовное измерение (транскоммуникативное) человек становится новатором, оказывает влияние на широкий социокультурный контекст и в нем находят источник мудрости и вдохновения другие.




Литература:

  1. Гумерова Р.В. Творчество как способ бытия // Вестник Томского государственного университета. – 2005. - № 286. – С. 56-63.
  2. Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от классической - к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии. – 2003. - № 1. – С. 99-115.
  3. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. – М.: Смысл, 2005. – 248 с.
  4. Кабрин В.И. Креативность, духовность и личностный рост в ноэтической и транскоммуникативной перспективе // Сибирский психологический журнал. – 1999. – № 10. - С. 83-87.
  5. Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003. – 301с.
  6. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 1056 c.
  7. Ортега-и-Гассет Х. Адам в раю / Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – С. 59-82.




Томское отделение Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги


Hosted by uCoz